Зульфакар – легенда Востока

Helot - Среда, 14 Декабрь 2011 08:07

Зульфакар (Zulfiqar, Dhu al-faqar) – один из самых знаменитых мечей мусульманского Востока. В основном он стал известен тем, что его владельцем был пророк Мухаммед (Магомет). В зависимости от территориальной особенности название меча и способы произношения разнятся между собой: Зульфикар, Тульфикар, Золфакар, Дульфикар, Джуль Факар и другие. А соответственно от этого зависит, в каком варианте будет переведено название этого меча: «Бороздчатый», «Ломающий позвонки», «Имеющий позвонки», «Решительный» и прочие. В руках пророка, а потом и его предшественника Зульфакар прославился как грозное оружие, разящее неправедных. «Меч – ключ небес и ада», — эти слова приписывают Мухаммеду.

«Зульфакар» стамбульского музея

Существует две версии происхождения Зульфакара. Одна из них кажется слишком мистической, что вполне неудивительно, учитывая любовь восточных народов к приукрашениям и различным легендам. Согласно этой легенде меч был принесен с небес для Али, зятя Мухаммеда, самим архангелом Гавриилом (в исламе — Джебраил) после того как жаркой битве он сломал уже несколько мечей. И с небесным подарком Али смог одним ударом победить вражеского предводителя, сила которого была неимоверной. Увидев это, пророк Мухаммед воскликнул: «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфакара!». Потом такая надпись стала традиционно наноситься на мечи, символизировавшие Зульфакар. По другой, более правдоподобной версии, Зульфакар достался Мухаммеду в числе многих трофеев, добытых в битве при Бадре в 624 году. Точных сведений о том, кто мог быть прежним владельцем легендарного меча, не сохранилось. От Мухаммеда Зульфакар потом перешел к Али ибн Абу Талибу, преемнику пророка.

Относительно сохранности клинка до нашего времени, в которое доступные горящие туры набирают всё большую популярность, имеется немало споров. Некоторые утверждают, что Зульфакар сохранился и выставляется в коллекции музея Топкапы города Стамбула. Но меч, который там находится, имеет широкий прямой клинок 1 метра длиной. А это совершенно противоречит легендам о сабле с раздвоенным острием или двумя клинками. Вполне возможно, что в давние времена возникла путаница и обоюдоострый Зульфакар стали воспринимать как меч «с двумя клинками». Подобное заблуждение также могло возникнуть от настолько быстрых взмахов мечом, что казалось, будто он в двух местах одновременно. А если меч, хранящийся в Стамбуле, является одной из вариаций Зульфакара, то как предполагают другие специалисты, легенда о двухклинковом мече может быть связана с двояковыгнутым на манер ятагана клинком. Другая теория, связанная с внешним видом Зульфакара все же настаивает на пропаже меча и считается, что он имел раздвоенное на конце острие и мог быть даже волнистым. По одной из восточных легенд, когда имам Али неосторожно вытянул оружие из ножен, его лезвие на конце раскололось.

схематическое изображение Зульфакара

Так как в Коране и других источниках нет описания Зульфакара, точно описать внешний вид оружия не представляется возможным. Поэтому, как и ранее, так и сейчас существует множество вариантов облика легендарного клинка. Образцы, символизировавшие Зульфакар, изготавливались с прямыми и изогнутыми клинками, волнистыми, обоюдоострыми или с полуторной заточкой, с треугольным раздвоенным вырезом и эфесом различной формы. Так стали появляться сабли, палаши, мечи с необычным клинком.

В преданиях Востока Зульфикар очень часто наделяется магическими свойствами. Когда Мухаммед (либо Али) воевал, он подбрасывал меч и до нужного момента клинок висел в воздухе, а когда было необходимо, чудесным образом оказывался в руках владельца. Считалось, что волшебное оружие разило лишь виновных и ограждало границы исламского мира от врагов. Но если на какой-либо территории умерший мусульманин оказывался не погребенным, меч ломался. И чтоб срослись обломки Зульфакара и меч вновь охранял границы необходимо было как можно быстрее захоронить умершего. Еще, согласно преданиям, одна сторона Зульфакара убивала, а другая могла лечить.

Когда в 661 году великий воин Али был предательски убит, ислам расколот на две враждующие стороны – шиитов сторонников Али и суннитов. После этих событий Зульфакар достался его сыновьям. Старший вскоре умер, а младший, имам Хусейн владел мечом недолго. В 680 году его небольшое войско окружили превосходящие силы противника и почти со всеми своими людьми преемник Али пал. Этот момент истории и в наше время оплакивается шиитами. А Зульфакар со времени той битвы почитается как символ мученичества и чести. После смерти Хусейн мечом владели суннитские халифы, потом турецкие султаны.

В XVIII – XIX веках большое распространение в качестве парадного оружия получают сабли «зульфакары», их носят знатные люди. Как и раньше, так и по прошествии веков Зульфакар является одним из символов мусульманского мира. В средневековье символическое изображение легендарного меча стало одной из эмблем турецких янычар. Его изображения наносились на военные знамена, на могилы погибших воинов.

Зульфакар. Интересные факты:

  • С 1996 года и по наше время в Иране выпускаются танки под названием Зульфикар, названные в честь легендарного меча Востока.
  • Впоследствии название легендарного Зульфакара у мусульман стало популярным мужским именем. Например, один из пакистанских политических деятелей прошлого, президент и премьер-министр Пакистана носил имя Зульфикар Али Бхутто (1928-1979 гг).

Записи по теме:

Теги: , ,


Ответить








Категории