Закрытый шлем армэ (армет)

Helot - Среда, 5 Январь 2011 11:27

Армэ, армет (ит. armet) – европейский закрытый рыцарский шлем. Сформировался он в Италии в середине XV века, где и был более популярен, чем в других странах Европы – Англии, Испании, Венгрии, Франции. Как принято считать армэ развился из салада, хотя грандбацинет также считается его предшественником, особенно его закругленные формы. Армет стал первым шлемом своего времени, который закрывал голову и при этом оставался компактным и достаточно легким для постоянного использования. Во многих художественных работах армэ представляется как неотъемлемая часть миланского доспеха.

Армэ. Конец XV века

Классический армэ состоит из черепной части, которая изготовлялась по линии шеи, двух шарнирных пластин, закрывающих щеки и забрала. Все части шлема были подвижными. Благодаря подобной конструкции он полностью закрывает голову, повторяя форму черепа. Вес армэ варьировался от 3 до 4 кг, турнирные шлема достигали 5 кг. У ранних арметов подбородник раскрывается на две половины, запирается накидным крюком, ремнем с пряжкой или специальным штифтом. С середины XV века итальянский армэ надевался поверх латного горжета, шея оставалась защищенной. А с 1500 года подбородник выковывался цельным и крепился на одной оси с забралом. Сзади шлема на уровне шеи присутствовал рондель на коротком штыре, который прикрывал ремешок дополнительного подбородника и служил дополнительной защитой при ударе по голове сзади.

Армэ

Забрало дополнительно фиксирует подбородник, обеспечивая дополнительную защиту лица. Подбородник имел отверстия для дыхания, а забрало – смотровую щель. В поднятом состоянии забрало удерживалось стержнем с правой стороны, который служил упором. В начале XVI века появилось забрало с заостренным окончанием для соскальзывания ударов холодным оружием, получившим название «воробьиный клюв». С 20-х гг. XVI века «клюв» армэ разделяется на верхнее и нижнее забрало. К 1550 году подобный «воробьиный клюв» стал наиболее вытянутым, что дополнительно обеспечивало больший объем шлема и это облегчало дыхание рыцаря. После 1560 года стенки забрала вновь становятся вертикальными и смотровая щель больше приближается к глазам. Еще с начала XVI века на шлеме постепенно появляется небольшой гребень, к 1570 году особенно у итальянских армэ достигший большой высоты.

На лбу помимо забрала часто крепится защитная пластина, особенно на турнирных шлемах. Этот налобник закрывал лоб и макушку, он мог защищать только левую сторону или быть двухсторонним. С 1540 года подобный налобник в основном становиться украшением. Также иногда на боевых армэ, но в особенности на турнирных шлемах данного типа усиливался левый бок шлема и левая часть забрала. Самые крупные усиления могли доходить аж до нагрудника и крепиться к нему винтами. Они могли закрывать половину груди, полностью левое плечо и армет до смотровой щели. А так как при копейной сшибке в конном турнире рыцарь наклонял голову, то в турнирных армэ смотровая щель располагалась выше обычного.

Довольно часто к нижней части шлема на специальных креплениях располагалась кольчужная бармица. Она окончательно исчезает с появлением к 1530 году ожерелья, защищающего горло. С того момента, как появилось горловое прикрытие, его начали соединять со шлемом. Нижний край армэ выковывался в форме полого жгута, а верхний край ожерелья делали в виде выступающего и таким образом они сцеплялись вместе. Такие шлема стали известны как бургундские арметы. Позже нижний край армэ стал переходить в подвижное ожерелье, без жесткого скрепления.

Гротескный армэ, изготовленный по заказу императора Максимилиана I (XVI век)

Армэ украшали гравировкой, дамаскировкой, черным травлением, чеканными фигурками и золочением. С начала XVI века украшением шлема служила рифленая поверхность купола и забрала, это был так называемый «максимилиановский армет». Особый интерес представляют собой гротескные армэ. Интересным образцом является рогатый шлем, изготовленный по заказу Максимилиана I, императора Священной Римской Империи для подарка английскому королю Генриху VIII. В настоящий момент этот экземпляр представлен в Королевском Арсенале Лидса в Великобритании. А в Королевском арсенале Мадрида находится армэ с гротескной     маской 1515 года, изготовленный немецким оружейником Коломаном Кольманом из знаменитых Хельмшмидтов. В музее Армерия Реале города Турина (Италия) выставлен польский шлем примерно 1510 года с забралом-маской в виде человеческого лица и металлическими рифлеными крыльями по бокам. Такие гротескные шлема с крыльцами как у гусарских шишаков носили в Польше в конце XV – начале XVI веков.

Со второй половины XVI века в связи с широким применением и развитием огнестрельного оружия армэ становится немного легче, вместо забрала у него появляется решетчатое прикрытие, которое тоже в свою очередь заменяется на козырек, а подбородник вытесняется металлическими щечками на петлях. Таким образом, шлем становится открытым и получает название «бургиньот». Но и после вытеснения армэ с полей сражений бургиньотом, он все еще оставался популярным на турнирах. Однако со смертью короля Генриха II в 1559 году от обломка копья констебля Монтгомери, которое попало ему в глаз, популярность армэ как турнирного шлема стремительно упала. Окончательно применение армэ прекращается в начале XVII века. Уходя в прошлое, армэ, тем не менее, увековечился в истории как последний неуязвимый шлем средневековья.



Лучшие рыболовные базы Астрахани приглашают любителей рыбной ловли отдохнуть и приятно провести время. Отличная охота и рыбалка в Астрахани специально для Вас!

Записи по теме:

Теги: , , ,


Ответить








Категории