Японский длинный лук юми

Helot - Понедельник, 18 Апрель 2011 07:38

Юми – асимметричный традиционный японский лук. Юми также известен под названиями вакю – «японский лук» и дайкю – «большой лук». Еще в древности на территории Японии были известны луки и коренные жители этого архипелага, айну, были известны как искусные стрелки из лука. Переселенцы с материка, в последствии вытеснившие айну, первоначально лук почти не использовали. Но со второй половины эпохи Ямато (300-710 года н. э.) все изменилось. Интерес к длинному луку резко возрос, что было связано с появлением на островах лошадей, завезенных с материка в конце IV – начале V веков. На смену пехотинцам, вооруженным короткими мечами и копьями пришла кавалерия с длинными мечами и луками. И, несмотря на то, что в Японии существовали и короткие луки, именно юми придавалось большое значение. Для японского воина, жившего в период средневековья слово «война» и выражение «лук и стрела» являлись синонимами.

длинный лук юми

Лошадь, снаряжение для нее и свое оружие с доспехом мог приобрести себе лишь богатый человек, принадлежавший к аристократии либо к потомственной семье воинов. Поэтому простые лучники итэ и конные лучники ума-юми обязательно были знатными воинами – буси. Придворная знать и буси с детства стрельбе из лука и владению другим оружием. В средневековой Европе армии исчислялись количеством копий, то есть числом рыцарей, основным оружием которых являлось копье. В древней Японии военная мощь самурайского клана определялась количеством луков, то есть по числу знатных и хорошо вооруженных конных воинов. С X и до начала XI века увеличивающееся число лошадей привело к изменениям в тактике боя, теперь очень ценилось умение всадника выпускать стрелы на полном скаку, а потом еще и изменить курс для перегруппировки. Искусное владение луком считалось настолько важным, что термин «кюсэн-но-исэ», буквально переводящийся как «семья лука и стрел» стал уже означать «семья самурая».

В древности использование лука в основном носило церемониальный характер и только со временем, когда сформировался класс профессиональных воинов, юми становится главным оружием войны. С этого момента оформились две основных системы по стрельбе из лука отдельно для всадников и пехотинцев. А для самурая владение луком считалось таким же важным, как и мастерское владение мечом. При сёгунате владение луком и верховая езда были разрешены только самураям высокого звания. Малообеспеченные самураи, особенно принадлежавшие к свите крупных феодалов, конечно, тоже тренировались в стрельбе из лука. Но это уже были пешие стрелки, а их статус был более низким.

лук юми

Существовало множество различных состязаний в стрельбе. В резиденциях феодалов имелись специально приспособленные большие стрельбища, где можно было практиковаться даже в конной стрельбе. На этих же стрельбищах часто и устраивались состязания. Лучшие лучники становились стражниками в императорских садах и в дворцовой страже, также их брали в личную охрану сёгуна. В XVII веке в одном из соревнований на время, когда нужно было за сутки, не останавливаясь, выпустить тысячи стрел рекорд поставил некий Вадзра Датира. За 24 часа он выпустил 8133 стрелы, то есть по 340 штук за час. В 1852 году лучник по имени Масатоки превзошел это достижение: за 20 часов он выпустил десять тысяч стрел, попав в цель около восьми тысяч раз.

Юми, как и многое другое традиционное японское оружие тоже овеян легендами и мифами. Одно из преданий гласит, что как-то в окрестностях столицы (Киото) завелась лиса-оборотень с девятью хвостами. Но лучшие лучники, посланные чтоб убить это мифическое существо, не смогли попасть, так как привыкли к неподвижным или с четко определенной траекторией мишеням. Тогда Ёсидзуми Миура, легендарный стрелок Японии стал учить стрелков на собаках и тогда после тренировок они смогли поразить девятихвостую лису.

В отличие от других форм лука его нижняя часть занимает не половину длины оружия, а одну третью часть. По различным версиям асимметричная форма юми была создана для удобства стрельбы с коня или из положения сидя. Конструкция первых юми была простой, лук изготавливался из цельного куска древесины. Но уже с древних времен сложилась их уникальная форма, позволяющая стрелять из положения стоя, на скаку или присев на колено. Длина юми может быть от 1,8 до 2,5 метров, а в среднем – 2,2 метра. Но до нашего времени сохранились сведения, что один из луков, который принадлежал Минамото-но Тамэтомо, легендарному стрелку и военачальнику имел высоту около 2,8 метра. В течении 794-1185 годов юми начали дополнительно усиливать бамбуком. В эпоху Муромати (1333-1573 года) бамбуком покрывали уже все четыре стороны лука, а потом его стали изготовлять практически полностью из этого прочного растения. Это еще больше увеличило мощность юми. Но в его сложной конструкции были и ненадежные места, стыки с бамбуком, которые приходилось укреплять волокнами ротанговой пальмы. Из этого материала и кожи создавалась также рукоятка. И только военачальники высших рангов могли иметь юми, перевязанный пальмовым волокном по всей длине. Весьма распространенными были черные луки с обмоткой из красного тростника. Плечи лука изгибались, образуя рога для крепления тетивы. Зачастую они покрывались металлом и при выстреле, когда о них ударялась тетива, рога издавали звук, используемый при подаче сигналов на поле боя, например, к началу битвы. Иногда на рога при помощи втулки насаживались копейные наконечники длиной около 7-10 см и получалось как бы дополнительное оружие. Тетива для юми обычно изготовлялась из растительной ткани – пеньки, китайской крапивы или шелка для церемониальных луков и покрывалась воском для придания гладкости и твердости. Верхний ее конец обматывался красной шелковой нитью, а нижний белой. Чаще всего петли на тетиве заменяли деревянные крючки или петля делалась из отдельного шнура. Запасная тетива к луку носилась в колчане либо на специальной кожаной или камышовой катушке. Практически все традиционные луки для защиты от влаги покрывались лаком. А при транспортировке и хранении юми помещался в матерчатый чехол с завязками. Колчаны для стрел изготовляли из дерева и оббивали их тканью, плели из бамбука или ивовых прутьев, очень часто колчан снаружи обшивался мехом. На войне самурай носил по два колчана с собой: маленький из ивы – на боку и большой на спине. За спиной колчан возвышался таким образом, чтоб стрелы можно было легко достать из-за плеча.

Стрельба из лука юми

Наконечники для стрел изготовляли из железа, меди, рога, кости и даже бамбука. Роговые или деревянные наконечники служили как тренировочные, а металлические были боевыми. В зависимости от назначения – боевые, учебные, сигнальные или охотничьи, стрелам придавалась разная форма. Перед началом боя выпускалась стрела с накладкой из оленьего рога, которая при полете издавала свистящий звук. Древки могли быть из бамбука или ивы. Оперенье обычно состояло из 2-4 орлиных перьев. Помимо обычных стрел у каждого самурая в колчане имелась «родовая стрела» с его именем, которая не являлась боевой. По такой стреле можно было опознать убитого на поле боя и победители забирали их в качестве трофея.

Как и большинство азиатских народов, японцы оттягивают тетиву весьма непривычным и странным для европейца образом – большим пальцем, держа его согнутым под стрелой. При этом указательный и средний пальцы упираются в ноготь большого. Чтоб отпустить тетиву нужно было расслабить пальцы, придерживающие большой, тогда тетива соскальзывала с перчатки. После того как стрела выпускалась лук делал оборот в руке и тетива оказывалась с внешней стороны руки, которая держала рукоять. Из-за этого практически всегда отсутствовал защитный наруч для запястья. Только иногда использовался специальный рукав на левую руку для предохранения одежды от протираний. Для защиты пальцев носилась специальная кожаная перчатка. Примечательно, что средний и безымянный пальцы на такой перчатке очень часто по цвету отличались от других.

В связи с приданием большого значения юми в Японии возникло кюдзюцу – искусство стрельбы из лука. И первой школой по обучению этому мастерству стала Нихон Рю, а к XV веку на ее основе возникло еще шесть крупных школ. С введением огнестрельного оружия в 1542 году в Японии значение юми как самого важного оружия в войне значительно снизилось. Но высокородные самураи не перестали упражняться в древнем мастерстве. В начале мирного периода Эдо боевое кюдзюцу изменилось в кюдо – «путь лука», дисциплину, направленную больше на духовное совершенствование. К середине XIX века простые граждане также стали заниматься стрельбой из большого лука, но это уже было как вид спорта или развлечения. В наше время кюдо продолжает пользоваться популярностью, также проводятся различные виды соревнований в стрельбе из лука, не исключая и стрельбу в галопе на лошади. А к юми все так же относятся с уважением и почитанием. Даже говорят, что лук содержит в себе частицу души человека, который его изготовил.

Юми. Интересные факты:

  • При императоре Тоба в XII веке служил лучник Мицуру. Как-то раз скопа выловила в императорском пруду рыбу и стала улетать, держа ее в когтях. Мицуру выстрелил и выпущенной стрелой перебил ноги птицы. Таким жестоким образом лучник не допустил кражу императорского имущества и тем временем не нарушил правило, запрещающее у живых существ отнимать жизнь на территории императорского дворца.
  • Японцы называют левую руку (во всяком случае, так было в средневековье) юми-но-тэ, то есть «рука, которая держит лук». Это еще раз свидетельствует о многовековом большом значении длинного лука в Стране восходящего солнца.

Записи по теме:

Теги: , , , ,


Ответить








Категории