Максимилиановский доспех

Helot - Вторник, 11 Январь 2011 07:09

Максимилиановский доспех – полный латный доспех с характерным рифлением поверхности работы германских оружейников первой половины XVI века. Само же понятие «доспех» подразумевает под собой защитное облачение воина, полностью закрывающего все тело бойца, первоначально, до XIV века защищавшее только самые уязвимые места. Описываемый комплект лат был назван в честь императора Священной Римской Империи Максимилиана I, который якобы разработал данный стиль пластинчатого доспеха и стал первым человеком, который его начал использовать. Но Максимилиан I работал со своим придворным оружейником К. Зойзенхоффером (немецкая оружейная школа) и, возможно, разработку рифленого доспеха оружейным мастером император приписал своему имени. Хотя, с другой стороны, у Максимилиана I были свои, довольно неординарные представления касательно изготовления лат и доспех впоследствии названный его именем являлся совместным проектом вместе с талантливым оружейником. Классический максимилиановский доспех применялся с 1515 года по 1525 год, хотя император умер в 1519 году. Также этим названием именуется комплект лат с рифлением его деталей начиная с 1500 года. Одним из вариантов этого стиля можно считать и «костюмный доспех», имитирующий своей рифленой поверхностью модные для того времени пуфы на одежде.

Максимилиановский доспех

За основу нового стиля пластинчатых лат был взят, по всей видимости, итальянский готический доспех, который имел рифление отдельных своих частей в конце XV века. Переходом к новому стилю стал момент, когда рифление покрыло всю поверхность лат, а не отдельные части комплекта. Внешне максимилиановский доспех имел сходство с миланским, но еще оставались характерные признаки готического стиля. Вес доспеха при этом не увеличился, а при наличии множества подобных ребер жесткости прочность защитного снаряжения наоборот, увеличилась. Однако уменьшается подвижность тела в максимилиановском доспехе, так как этот комплект лат (как и миланский доспех) изготовлялся из крупных пластин, а не из мелких составных частей, как в готическом стиле. Но и благодаря своему отличному способу создания рыцаря в максимилиановском комплекте из огнестрельного оружия того периода можно было уложить на смерть только стреляя практически в упор. И это еще притом, что низкая точность огнестрельных орудий убийства начала XVI века не предусматривала возможности долгое время выцеливать уязвимые места в движущемся, закованном в латы всадника. Ребра жесткости краев максимилиановского доспеха изготовлялись путем выгибания пластин наружу, наворачивания их в трубочки и посредством гофрирования придания им формы витых веревок, что также является отличительной особенностью этого стиля. А талия кирасы была резко заужена.

Увеличение пластин доспеха привело к появлению больших наплечников, и отпала необходимость ронделей для защиты подмышки (хотя это до сих пор остается спорным вопросом). Но традиционная пара ронделей на максимилиановском доспехе все же встречается. Также были варианты с наличием лишь правого ронделя, который прикрывал вырез в наплечнике, где из кирасы выглядывал крюк для упора копья; левый же наплечник полностью защищал подмышку спереди. Еще одной особенностью этого стиля доспеха являются латные перчатки, в которых стало возможным стрелять из пистолета, не снимая их и способные выдержать прямой удар меча по пальцам. Пластины перчатки были немного меньше, чем в миланском комплекте и их большее количество обеспечивало высокую гибкость кисти. Защита большого пальца крепилась на сложном шарнире, что также обеспечивало гибкость перчатки. Сабатоны (латная защита стопы) в максимилиановском доспехе были с квадратными носками и были прозваны за свой вид «медвежьими лапами», а после выхода из употребления – «утиными лапами».

Максимилиановский доспех. 1540 год

К максимилиановскому доспеху в комплекте шел шлем армэ или бургиньот в соответствующем стиле. Забрала максимилиановских армэ изготовлялись в виде рельефной гармошки с отверстиями для дыхания между горизонтальными ребрами жесткости, мог использоваться более ранний «воробьиный клюв» — заостренное вперед забрало. Помимо этих видов к описываемому стилю доспехов приписывается гротескное забрало в виде человеческого лица или морды зверя, а также «обезьянье лицо» — когда ниже смотровых щелей шла выступающая решетка из вертикальных прутьев. Сам купол шлема имел мелкое веерообразное параллельное рифление и различной формы и высоты гребень.

Максимилиановский доспех ознаменовал собой достижение вершины мастерства оружейных мастеров. И следом за германскими и австрийскими оружейниками доспехи в этом стиле стали копировать итальянские мастера. Однако примерно в 1520 году в Италии их перестают производить. В Германии же максимилиановский доспех также просуществовал недолго – всего лишь до 1540 года. А все потому, что даже укрепленный множеством ребер жесткости такой комплект уже не может противостоять развитию огнестрельного оружия, новым видом которого был мушкет. И в 40-х годах XVI века оружейники вновь возвращаются к гладкой поверхности пластинчатых лат, ведь рифленая поверхность требовала еще и больше времени и труда в изготовлении. Так что готовый продукт далеко не каждый рыцарь мог себе позволить, а доспех с гладкой поверхностью оказался более дешевым в производстве и, соответственно, в приобретении тоже. Последний доспех в максимилиановском стиле был изготовлен в 1557 году для императора Максимилиана II, спустя 17 лет с того момента как он вышел из употребления.

Записи по теме:

Теги: ,


Ответить








Категории