«Копье Лонгина»: история, легенды

Helot - Четверг, 15 Декабрь 2011 04:12

Орудия Страстей Христовых с эпохи Средневековья и по наше время, как ни странно, вызывают куда больший интерес, чем в первые века своего существования. Копье Лонгина, одна из святых реликвий еще с давних времен широко известно миру. Также оно известно и под другими именами: Копье Судьбы, Копье святого Маврикия, Копье Власти, Копье Христа. Согласно Библии этим копьем один из римских воинов проткнул бок Иисуса, когда он еще висел на кресте. На протяжении веков оно то «терялось», то вновь его «находили» в самых неожиданных местах. О внешнем виде Святого Копья также ходит немало споров. А в научном мире не раз поднимались вопросы о подлинности имеющихся реликвий, которые претендуют на звание Копья Лонгина. И, конечно, этому «стародавнему артефакту» приписывается немало значительных чудес. Во все времена христиане разных уголков мира поклонялись Святому Копью, его образ использовался в толковании евангельских текстов и божественной символике. Христианский Восток (русское и греческое православие) видел в реликвии в основном духовный смысл жертвы Христа и воспринимал копье как материальное доказательство событий, о которых повествует Новый Завет. Западное христианство, отличаясь большей практичностью и рационализмом, видело в Копье Лонгина преимущественно мощный инструмент высшей государственной и военной власти, символ господства над миром и побед над врагами.

Статуя святого Лонгина с копьем, собор Святого Петра в Ватикане

По одной из легенд, Святое Копье было изготовлено по приказу Финнееса, одного из первых иудейских первосвященников, который также был внуком Аарона. Материалом же послужил кусок металла, упавший с неба (метеорит). Финнеес слыл знатоком в области кабалистики и магии, копье должно было послужить его тайным целям и представлять символ Богоизбранного народа. Затем этим копьем владели многие библейские герои и правители: Иисус Навин, царь Саул, Соломон, Ирод Великий. В христианских легендах этим же копьем солдаты Ирода в Иерусалиме убивают всех младенцев мужского пола, надеясь убить и новорожденного Иисуса. Потом, по истечении многих веков, по некой высшей воле Копье Судьбы оказалось в руках римского сотника, ставшего известным под именем Лонгина.

Но откуда же пошло название святыни, которое отождествляется с именем некоего воина Лонгина? По христианским преданиям в 33 году в три часа дня в пятницу римский воин (сотник) Гай Кассий пронзил копьем бок распятого Иисуса, чтоб удостовериться в его смерти либо избавить от мучений. Погрузившись в кровь Христа острие копья «освятилось» и с тех пор простое римское оружие стали почитать как одну из величайших реликвий христианства. А сотник, уверовав в божественную сущность Иисуса, при крещении принял имя Лонгин. За то, что он проповедовал христианство, после смерти его канонизировали как святого. Историки же считают, что имя Лонгин являлось родовым прозвищем, которое с латинского языка переводится как «Длинный». Другие исследователи связывают происхождение имени римлянина со словом «лонхин», преобразованным от греческого «лопхи», что означает острие копья. По версии «Евангелия от Петра», одной из апокрифических книг (то есть, не подлежащей каноническому толкованию), сотник, охранявший со своими солдатами распятого на кресте Иисуса, именовался Петроний, а после обращения в христианство получил имя Лонгин, то есть «Копейщик». Но кроме этой рукописи, найденной в могиле средневекового монаха в 1886 году на территории Египта, других упоминаний о Петронии нет. В Новом Завете момент прокола бока Иисуса копьем описывается лишь в Евангелии от Иоанна и имя воина, совершившего это, не описано. В апокрифическом «Евангелии от Никодима», которое относят к IV веку, римлянин так и назван – сотник Лонгин.

Рисунок «Венского Копья судьбы» со снятыми золотыми накладками

В различных церквях мира, как в Средневековье, так и в наше время, хранятся предметы, которые считаются Святым Копьем, его частью или копией существовавшей реликвии. Одним из наиболее известных таких святынь является копье, находящееся сейчас в Вене в дворцовой палате сокровищ. Но с проведением учеными экспертизы стало известно, что этот наконечник не соответствует евангельскому времени. Правда, в ходе исследований в копье были обнаружены вкрапления металла, предположительно ранее бывшие гвоздем с распятия. Венским Копьем Судьбы некоторое время владел даже фашистский диктатор Адольф Гитлер. Похожая реликвия хранится в Кракове (Польша) и от венского копья немного различается формой, «краковское копье судьбы» официально признано копией венского наконечника. В Ватикане, в Базилике Святого Петра также находится Копье, его отождествляют с иерусалимской реликвией. В Эчмиадзинском монастыре (Армения, город Вагаршапат) имеется копье, очень близкое к предполагаемой форме Копья Лонгина. Некоторые исследователи, изучив его историю и сопоставив наконечник со следами раны на Турильской плащанице, пришли к выводу, что это и есть то самое Святое Копье. Однако на более детальную экспертизу копья служители Эчмиадзина не соглашаются. Поэтому судить о подлинности выставляемой реликвии оказывается весьма затруднительно. Но, несмотря на многие противоречия и официальные заключения исследований, все эти предметы и далее почитаются как святые реликвии.

Так как уже имеющиеся «копья судьбы», хранящиеся в Ватикане, Вене, Кракове и Армении вызывают противоречивые суждения, историки затрудняются дать точное описание существовавшего Копья Лонгина. Судя по отпечаткам на Туринской плащанице, вычислениям размеров креста и положения раны они предположили, что рана могла быть нанесена копьем около 1,5 метра длиной или не более 2 м. Копье Судьбы не было длинным тяжелым оружием пехотинца, скорее всего оно представляло собой небольшие копья, использовавшиеся легионерами военных гарнизонов. Шириной железный наконечник копья, если сравнивать с размерами раны, был около 4 – 5 см.

«Копье Лонгина» из Венского музея

В дальнейшей истории Копья Лонгина имеется несколько ответвлений. Первые пять веков существования реликвии с того момента как копье римского легионера «освятилось» кровью Иисуса, в документальных источниках никак не отмечены. Предположительно «Святое копье» хранилось в Иерусалиме в храме Гроба Господнего, который был построен в 325-335 годах по приказу Константина Великого. Документально было засвидетельствовано почитание этой иерусалимской святыни с VI века. По официальной версии до VII века «Святое Копье» вместе с прочими христианскими реликвиями хранилось на Святой Земле. С началом политических и религиозных конфликтов, опустошающих войн, христианам пришлось искать более безопасное место для хранения святых предметов. В 614 году Иерусалим был захвачен персами и их союзниками иудеями, некоторые реликвии избежали уничтожения. Согласно одной из византийских летописей Копье Лонгина вывезли в Константинополь в храм Святой Софии. Примерно в 630 году после победы византийского императора над персами Святое Копье вновь возвращается в храмовый комплекс Иерусалима, где и пребывает около трехсот лет согласно документальным источникам. В связи с обострением отношений христианской Византии с мусульманами реликвия во второй половине IX века снова перевозится в Константинополь. В конце XI века Копье Лонгина вместе с другими константинопольскими реликвиями находилось в храме Богородицы Фаросской, расположенном на территории императорского дворца.

Во время Четвертого крестового похода в 1204 году Константинополь оказывается захвачен крестоносцами, преимущественно французами. И Святое Копье попадает в собственность правителей Латинской империи, созданной крестоносцами  на землях захваченной Византии. Однако новоиспеченное государство просуществовало лишь 57 лет. Испытывая недостачу средств, император Балдуин II заложил венецианцам 22 святыни константинопольского дворцового храма, в том числе и «Копье Лонгина». Не сумев выкупить залог, Балдуин II в 1238 году передает право выкупа королю Франции Людовику IX Святому, а соответственно и право владеть этими реликвиями и «копьем судьбы». И за немыслимые средства французский король приобретает священные христианские предметы. По приказу Людовика IX в Париже строят храм-реликварий Сен-Шапель, его освящение состоялось в 1248 году.

После захвата Константинополя в 1261 году греческим правителем Михаилом VIII в городе вновь появляется коллекция реликвий, в ее число входит и «Святое Копье». Непостижимым образом «приобретенные» святыни демонстрируются важным государственным гостям. По документальным свидетельствам, взятым из автобиографии испанца Перо Тафура, написанной в 1454 году становится известно, что любознательный путешественник видел константинопольскую реликвию на рубеже 1437 и 1438 годов. Но когда испанец позже путешествовал по Германии, в городе Нюрнберге ему также представили «Святое Копье»!

«Святое Копье» в Эчмиадзине (Армения) в золотом ковчеге

В дальнейшем «константинопольское Копье судьбы» в 1453 году попало к султану Османской империи Мехмету II. Его сын Баязид II в надежде заручиться поддержкой Ватикана передал этот предмет римскому папе Иннокентию VIII в 1492 году. Подаренное копье имело отломанную верхушку острия, что весьма огорчило римского папу. В своем труде «О почитании во святыне» папа Бенедикт XIV (1740-1758 гг.) доказывает, что реликвия, хранящаяся в Париже является этим потерянным обломком ватиканского копья. Это также доказывает сопоставление парижского и ватиканского фрагментов. Но парижское Святое Копье вместе со многими ценностями исчезает в 1793 году, когда Сен-Шапель был разгромлен революционерами.

Существует еще одна занимательная история приобретения потерянного Святого Копья. Это случилось во время Первого крестового похода, когда европейские рыцари были осаждены в Антиохии армией эмира Кербоги в 1098 году. Одним июньским днем марсельский монах Пьер Бартелеми оказавшийся с крестоносцами во всеуслышание поведал о своем чудесном видении – будто ему явился апостол Андрей и рассказал о спрятанном в Антиохи «Святом Копье». Другой монах, также бывший с крестоносцами, рассказал похожую историю. А когда 14 июня в небе над войском противника был замечен метеор, это было воспринято как добрый знак. Епископ Адемар весьма скептически относился к поискам реликвии в Антиохи, так как уже ранее видел Копье Лонгина в Константинополе. Но предводители похода поверили монахам и вскоре в храме Святого Петра было обнаружено очередное «святое копье». Эта находка очень подняла дух крестоносцев и 28 июня 1098 года они победили превосходящее войско неверных. К сожалению, каких-либо документальных описаний «антиохийского святого копья» не было обнаружено. Далее предполагается что граф Раймонд Тулузский, у которого осталось «антиохийское копье», примерно в 1101 году передал предмет императору Византии Алексею I Комнину дабы заручиться его поддержкой в своих целях. И так получается, что с конца 1101 года в столице Византийской империи хранилось две реликвии, претендующие называться Святым Копьем: иерусалимское и антиохийское копья. Конечно, в Фаросском храме византийцы не демонстрировали две реликвии и одна из них, скорее всего, хранилась в сокровищнице. Сейчас некоторыми исследователями предполагается, что когда Балдуин II закладывал венецианцам ценности, он им отдал лишь одну часть разделенного «антиохийского святого копья».

В многочисленных легендах упоминается, что «Копье Судьбы» в руках держали императоры, короли и герои прошлого, совершая с ним подвиги и победы над врагами. Это были римские цезари Гай Юлий Цезарь, Диоклетиан, Константин. Теодорих I благодаря Копью одолел орды Аттилы (хотя в некоторых сказаниях «Святое Копье» почему-то было у Аттиллы). Константин Великий с копьем одержал победу в битве у Мульвийского моста. Им владели короли династии Меровингов, Аларих, император Юстиниан, Карл Мартелл, Генрих I Птицелов, Оттон I, Фридрих Барбаросса, Фридрих II. Со Святым Копьем в руках Карл Великий строил свое государство. И, конечно, оно «помогало» покорять Европу Наполеону Бонапарту, а потом Адольфу Гитлеру.

С течением времени у людей укоренилось мнение, будто Святое Копье благодаря окроплению кровью Иисуса наделено некой сверхъестественной силой. Владелец святого предмета мог вершить великие дела, направленные к добру или к злу. Подобная вера в магическую силу копья подтверждалась великими победами властителей государств и чудесными исцелениями страждущих. И если кто-либо завладевал Копьем Лонгина, он держал в своих руках судьбу мира. А некоторые люди всерьез предполагают, что «Копье Судьбы» сейчас находится в распоряжении США. Над подобными вопросами до сих пор ломают голову любители тайн и загадок.

Святое Копье. Интересные факты:

  • В Православной церкви в богослужениях используется специальный резец с треугольным (ромбовидным) клинком, называется он «копие». Резец символизирует Копье Лонгина и применяется для изъятия частиц из просфор.
  • Тема Копья Лонгина в настоящее время настолько популярна, что фигурирует во многих книгах, фильмах, в компьютерных играх. Одна из частей игры «Wolfenstein 3D» называется «Spear of Destiny» — «Копье Судьбы» и посвящена вывезенному Гитлером венскому копью. В качестве оружия или артефакта Копье фигурирует в таких компьютерных играх, как «Castlevania», «Tomb Raider: Chronicles». Упоминается реликвия и в книгах: в трилогии Г. Гаррисона «Путь короля», в книге Г. Майринка «Ангел западного окна» копье является главным символом романа, также ключевую роль Святое Копье играет в книге Е. Сухова «Власть и масть». В аниме «Neon Genesis Evangelion» копье является мощным оружием, способным убивать Ангелов. Также реликвия фигурирует в аниме «Хеллсинг», «Bible Black: La Lanza de Longinus». Копье Лонгина появляется в фильмах «Константин: повелитель тьмы», «Хеллбой: герой из пекла», «Библиотекарь: в поисках Копья Судьбы» и в американском телесериале «Подразделение». И даже в опере Вагнера «Парсифаль» фигурирует это легендарное копье.

PostScriptum:
Качественная огнезащита металлических конструкций предлагается компанией «СтройПожЗащита+». Подробности на официальном сайте — www.spz-company.ru.

Записи по теме:

  • Японское копье яри (0)
    Яри – обобщенное название различных видов японских копий. Первыми копьями у японцев были хоко, но из...
  • Ранние японские копья (0)
    В военной истории Японии и культуре немаловажное место занимает копье – одно из самых распространенн...
  • Охотничья рогатина (0)
    Рогатина охотничья – вид славянского тяжелого копья с широким наконечником, использовавшийся для охо...
  • Боевая рогатина (0)
    Боевая рогатина – славянская разновидность  тяжелого копья с широким металлическим наконечником. Спе...
  • Гаста (0)
    Гаста (лат. hasta) – древнеримское пехотное копье. Однако значение названия в различные периоды римс...
Теги: , , ,


Ответить








Категории