Китайские каски I-ой половины XX века

Hugo - Вторник, 9 Август 2011 04:19

После Синьхайской революции 1911-1912 годов и создания Китайской республики, в Вооруженных Силах сформировавшегося государства достаточно остро стал вопрос о новой экипировке и снаряжении. Как это бывает достаточно часто, революционное правительство старательно избавлялось от «пережитков прошлых лет», пытаюсь изжить даже саму память о периоде правления свергнутых властей. И если вопрос перевооружения Армии во все времена оставался достаточно проблематичным по вполне понятным причинам, то возможность замены экипировки (формы, знаков различия и тому подобное) практически всегда была относительно легко осуществимой.

Китайский вариант "каски Адриана"

С началом Первой Мировой войны (1914-1918 годы) руководство Китайской республики остро заинтересовал вопрос об экипировке собственных Войск защитными головными уборами – касками, поскольку практический опыт текущих сражений ясно заявлял о необходимости подобных индивидуальных средств защиты военнослужащих. Собственные традиционные китайские шлема были отвергнуты практически сразу: недостаточная защита, определенная сложность в производстве, «старорежимность» – все это привело к повышенному интересу к европейским каскам, множество вариантов которых было опробовано в Китайской республике еще до начала 20-х годов прошлого столетия. В результате испытаний выбор военных чиновников пал на пресловутую «каску Адриана» М 15 французского производства. Этому немало поспособствовал тот факт, что к 1926 году во Франции на вооружение были приняты стальные шлемы нового образца (М 26), а значительная часть устаревших касок модели 1915 года поступила в продажу на мировых оружейных рынках. Некоторая часть старых «касок Адриана» была выкуплена Китаем, на них были заменены фронтальные эмблемы и подшлемники (взамен изношенных оригинальных подшлемников устанавливались подшлемники тканевые, китайского производства), впрочем, достаточно низкого качества изготовления. Окрас закупленных стальных шлемов оставался «родным». По сути, на этом период какого либо единообразия стальных шлемов в Вооруженных Силах Китайской республики окончился вплоть до Второй Мировой войны (1939-1945 годы).

Закупленный Китаем Stahlhelm M1916 с декалью

Уже в начале 30-х годов XX века было налажено производство сразу двух разновидностей касок: копии французской М 26, а также стального шлема, промаркированного как М 15-26, сочетающего в себе черты «классической каски Адриана» и ее новой версии М 26. Обе производимые в Китае каски отличались крайне низким качеством применяемого материала и грубостью его обработки. Приблизительно в этот самый период (а точнее, в середине 1930-х годов) стали появляться различные образцы японских стальных шлемов: «Type 18», так же известный под маркировкой М 18, признанные в Стране восходящего солнца устаревшими, и проданные в Китайскую республику; каски «Type 90» (M 30-32), некоторая часть которых была захвачена в 1937 году в ходе Китайско-Японской войны. Кроме того, следует отметить, что в Вооруженных Силах Китайской республики применялись и германские стальные шлема Stahlhelm M1916, небольшие партии которых были закуплены в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века.

Helmet Steel Mk I британского производства

Несколько позже, с приходом к власти в Германии Адольфа Гитлера, Китаю были предложены новые немецкие стальные шлема М1935, которые стали закупаться столь огромными партиями, что у себя на родине этих касок перестало хватать даже для плановой экипировки Вермахта. В Китайских Вооруженных Силах германские М1935 снабжались декалью с национальной эмблемой, которая крепилась на левой стороне каски; окрашивались эти шлема в близкий к хаки защитный цвет (существовали и варианты покраски в голубовато-серые цвета). Однако уже к 1938 году поставка немецких касок в Поднебесную была полностью прекращена – Третий Рейх готовился к войне, продажа военной экипировки становилась нецелесообразной. Впрочем, подобная ситуация не слишком «огорчила» китайское руководство, которое пошло по уже знакомому и привычному пути, наладив собственное производство копий М1935. Что характерно, качество «германских касок китайского происхождения» было весьма низким. Еще одним их отличием от оригинала стала расцветка: стальные шлема красились в черный либо темно-оливковый цвета; эмблема обычно закреплялась впереди и представляла собой кокарду. Впрочем, существовали варианты и бокового крепления эмблемы-декали.

Американский стальной шлем М1

Нелишним будет упомянуть и об применении «касок Броди» (британский стальной шлем «Helmet Steel Mk I»), которыми экипировались некоторые части китайской артиллерии. Среди британских Mk I встречались как оригиналы, так и копии, произведенные в Китае, традиционно низкого качества.

Отметим, что все это многообразие и мешанина стальных шлемов в Китайской республике существовала в Китае приблизительно с конца 1920-х и до начала 1940-х годов. Затем, в течение и по прошествии Второй Мировой войны все существующие образцы касок были признаны устаревшими, сняты с вооружения и заменены американскими стальными шлемами М1.

PostScriptum:
Возникла необходимость в ограждении определенной территории? Выход есть: колючая проволока типа «Егоза» — высокоэффективный периметральный барьер, который не смогут преодолеть посторонние лица.

Записи по теме:

Теги: , , , ,


Ответить








Категории