История музыки

ash - Вторник, 30 Август 2011 04:55

Свое название музыка получила от слова «музы» — так называли древнегреческих богинь — покровительниц искусств. В музыке художественные образы создаются с помощью звуков. То, что различные звуки вызывают эмоциональный отклик, было известно еще людям эпохи палеолита. Сначала это были, скорее всего, звуки человеческого голоса, но затем появились и первые музыкальные инструменты. Самым древним музыкальным инструментам, сделанным из мамонтовой кости, более 35 тысяч лет, и найдены они были на территории России.

В древнем мире музыка главным образом сопровождала религиозные церемонии и театральные спектакли. Но уже тогда сочинялись и исполнялись отдельные музыкальные произведения — просто для услаждения слуха. До сих пор мы пользуемся многими музыкальными понятиями и терминами, родившимися в Древней Греции. С появлением христианства музыка становится исключительно религиозной. И лишь в Средние века в Европе появляется светская музыка. Это были баллады, которые сочиняли и исполняли менестрели — средневековые поэты и музыканты. Они путешествовали по разным городам и развлекали людей своим искусством за еду и ночлег Менестрелей можно считать первыми профессиональными музыкантами. Со временем они странствовали все меньше и оставались жить и служить какому-либо знатному феодалу, становясь его придворными музыкантами.
В 16 веке музыкальным центром Европы становится Италия. Там появляется новый вид музыкального искусства — опера. Поначалу она называлась музыкальной драмой, так как музыка играла в театральных спектаклях второстепенную роль. Первая настоящая опера была написана в начале 17 века итальянским композитором Клаудио Монтеверди и называлась ОРФЕЙ.

К середине 18 столетия центр музыкальной жизни перемещается в Вену. В это время там работает Йозеф Гайдн, один из основоположников венской классической школы. Й. Гайдн считается одним из величайших композиторов, именно он стал родоначальником симфонии как жанра, сформировал состав симфонического оркестра. В таком составе музыканты выступают и в наши дни. Заслугой австрийского композитора является и то, что он, помимо симфонии, довел до классического совершенства сонату, квартет. В конце 18 — начале 19 века в Вене творили такие гении, как Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Мелодический дар Моцарта не имеет себе равных. Талант его был настолько разносторонен, что за свою недолгую жизнь (35 лет) композитор успел обогатить все современные ему жанры музыки. РЕКВИЕМ, написанный им незадолго до смерти, — одно из величайших музыкальных произведений человечества.
Людвиг ван Бетховен — автор девяти симфоний и тридцати трех сонат. Все его произведения необычайно выразительны, а ЛУННАЯ СОНАТА — это, вероятно, самое любимое и самое известное произведение классической музыки на планете.

Франц Шуберт создал такой жанр, как песня-романс. Он написал на стихи Гете, Гейне, Шиллера около шестисот песен. И в его инструментальном творчестве почти всегда присутствует песенное начало. Новые формы и жанры развиваются в фортепьянной музыке Е Шумана и Ф. Шопена, в симфонической музыке Ф. Листа и Г. Берлиоза, в операх Р. Вагнера. В Париж — еще один крупнейший центр мировой культуры того времени — съезжались музыканты из всех европейских стран. Здесь с триумфом выступал гениальный скрипач Никколо Паганини. Наиболее ярко голос итальянского народа выразился в операх Джузеппе Верди.
Ярчайшими представителями нового направления в музыке, получившего название ИМПРЕССИОНИЗМ, стали французские композиторы К. Дебюсси и М. Равель.

Скрипка, флейта и уже теряющая популярность арфа — инструменты этого времени. Конечно, работают и клавишные — кавесин мало-помалу сменяется на новомодное фортепиано, редким, но от того не менее желанным гостем остаётся и могучий орган. Но гитара, банджо, мандолина — ещё маргинальные и нежеланные на званых вечерах инструменты бродячих музыкантов. Сменятся века, прежде чем мы увидим музыку новой волны — произросшую именно из музыки бродячих музыкантов и цыган. Классика же останется неизменной, пройдёт сквозь века и займёт свою позицию чуть позади основной, но уже неизменную и высокую. Появится и обучение игре на гитаре (профессиональное!), но это дело даже не девятнадцатого — лишь конца двадцатого века.

Сегодня в музыке, конечно, главенствует так называемое «популярное» направление, и казалось бы, история музыки осталась там, в глубине веков, музыка нового времени произошла не от классики, а как бы сбоку, из уличного искусства. Но нет-нет, а промелькнёт среди попсы скрипка, звезда выступит при поддержке оркестра, а популярный мотив окажется переделкой классической мелодии. Будем надеяться. Будем ждать. История музыки продолжается, помните, творим её мы своими руками — не важно, что в них — гитара, или балалайка, а может быть, билет на концерт?

Другие статьи:

    

    Ответить






    

    Категории