Гаста

Helot - Понедельник, 27 Сентябрь 2010 07:55

Гаста (лат. hasta) – древнеримское пехотное копье. Однако значение названия в различные периоды римской истории было разным. Римский поэт Энний, живший в III веке до н.э., упоминает гасту как метательное копье, что являлось в тот период общепринятым значением. В настоящее же время принято считать, что вначале римская пехота вооружалась тяжелыми копьями, предназначенными для колющего удара и которые вероятно и были гастами. Позже тяжелое копье заменили легкими метательными копьями и дротиками.

Древнеримская гаста

До IV или III века до н.э. гаста стояла на вооружении воинов, следующих в авангарде тяжелой пехоты. Их так и стали называть – гастатами, что с латинского языка (hastati) в буквальном переводе означает «копейщики». К временам Полибия гастаты сменили свое копье на пилумы. До конца III века до н.э. гаста также была на вооружении принципов, а до конца II – начала I века до н.э. у триариев, тяжелых пехотинцев. Также под «hasta velitaris» имелся в виду дротик легкого легионера.

В длину гаста была около 2 метров. Наконечник вначале изготовлялся из бронзы, а позже – из железа. Материалом для древка обычно служила древесина ясеня. Из различных значений этого копья можно заключить, что гаста разделялась на три вида. К первому виду относилось длинное копье для рукопашного боя. Второй – короткое копье, которым можно было колоть или метать в противника, а на его конце располагался крюк, которым можно было зацепить за вражеский щит. А под третьим видом подразумевалось легкое копье, используемое исключительно для метания.

Римские гастаты

Кроме боевого, у гасты было еще символическое и ритуальное значение. В Риме существовала жреческая коллегия фециалов, в единственную функцию которых входило ритуальное объявление войны Римом после разрешения сената. В ритуальном процессе в жертву приносилась свинья, которую убивали камнем и возвращали на вражескую границу. После этого на территорию врага бросалась гаста. Подобный обряд как бы обеспечивал Риму справедливое ведение войны. В начале III века до н.э. этот ритуал был отменен. Но с 280 года до н.э. когда началась война с Пирром ритуал возобновился с некоторыми изменениями. Вражеской территорией символически считался храм Беллоны, перед которым вновь бросали гасты. Особой гастой с серебряным наконечником или без него – «hasta pura», «чистая гаста» награждались отличившиеся солдаты, особенно если это было связано со спасением гражданина-соотечественника в бою. Кроме этого, наградное копье преподносилось примипилам при завершении службы. Еще было копье, которым добивался побежденный гладиатор – «celibaris hasta». А на общественных торгах гаста, воткнутая в землю, означала начало заключения сделок. По традиции гаста стояла во время суда центумвиров, разбиравших тяжебные дела, относящиеся к наследству и опеке.

Таким образом, даже замененная более удобными легкими копьями и метательными дротиками, гаста все же продолжала играть ритуальную роль в общественной жизни римских граждан.



Требуется качественное сервисное обслуживание компьютеров по доступной цене? Обратитесь к компанию «Шиндлер Компьютерс» — качество и разумная ценовая политика!

Записи по теме:

Теги: , , ,


Ответить








Категории