Датская каска M 23

Hugo - Суббота, 13 Ноябрь 2010 01:19

Первая половина прошлого столетия прошла под знаком возрождения средств индивидуальной защиты: бронежилетов и особенно касок. Представления о том, что во время боевых действий СИБ (средства индивидуальной бронезащиты) пехотинцу просто-напросто не нужны, поскольку они повышают его утомляемость и снижают мобильность, были забыты, хотя еще в XIX веке подобное мнение было доминирующем. Окончательные приоритеты расставила Первая Мировая война (1914-1918 годы), которая заставила понять: средства бронезащиты не только весьма практичны, но прямо таки жизненно необходимы для Вооруженных Сил и полиции.

Датская каска М 23

Уже в начале Первой Мировой войны Вооруженные Силы Дани стали экипироваться новой военной формой (образца 1915 года). Примерно в этот же временной промежуток датское правительство приняло решение о необходимости принятия для армейских нужд стального шлема, подобного тем, которые уже использовались в Великобритании, Франции и Германии. Однако если с униформой вопрос был решен достаточно быстро (и, следует заметить, не слишком удачно), то с принятием на вооружение каски правительство не спешило. Лишь к концу войны, в 1918 году, военным министерством Дании были заказаны партии касок различных государств для сравнения и полевых испытаний. Однако все эти варианты стальных шлемов не смогли удовлетворить требования генералитета, поэтому уже в 1919 году было принято решение о начале разработки каски собственного изготовления. Конструкторские изыскания продолжались вплоть до 1922 года, но лишь через год была выпущена первая пробная партия датских касок под официальной маркировкой «шлем образца 1923 года» (М 23). Первые экземпляры подобных касок изготавливались из 1-мм стали. На шлемах, для крепления на походе к ранцам, имелось одно продолговатое отверстие с тыльной его части, а также пара вентиляционных отверстий непосредственно на тыльной части. Окрашивались каски в коричневато-желтые цвета. Однако уже через год общие очертания шлемов несколько изменились: в обновленном варианте датской каски ее края были несколько удлинены и сведены ближе, чем изначально. К подшлемникам касок прикреплялась латунная бляшка с ее порядковым номером и изготовителя. Затем началось серийное производство касок М 23 фабрикой «A/S GLUD&MARSTRANDS FABRIKER», но лишь в сентябре 1925 года первые крупные партии стальных шлемов были готовы для отправки в войска. Однако уже в 1926 году, в декабре месяце производство М 23 было остановлено из-за многочисленных жалоб армейского личного состава. Военные составили целый список недостатков датской каски: плохая слышимость при использовании; гул при ветре; головные боли из-за неудобной формы; слабость креплений подбородочного ремня; крайне неудобная форма подшлемника; ненадежность креплений фронтальной эмблемы; тому подобное. В итоге боле 12 с половиной тысяч экземпляров касок были отправлены на армейские склады уже в 1927 году. Впрочем, при первых жалобах разработчики каски М 23 начали усовершенствование ее конструкции: был разработан новый тип подшлемника, несколько изменены очертания шлема; убраны вентиляционные отверстия.

Подшлемник М 23

Окончательная конструкция «шлема образца 1923 года» была утверждена лишь в августе 1926 года, и именно на ее основе был налажен дальней выпуск всех касок М 23. Итоговый вариант подшлемника, разработанный в 1928 году, был исполнен из целого куска грубой кожи, выкроенной таким образом, что в ее верхней части находились восемь язычков, стянутых шнуром. С изнаночной стороны к каске крепились четыре амортизирующих подушки. Что касается подбородочного ремня М 23, то он также был кожаным и изготавливался из двух частей. На первоначальных экземплярах каски эти части крепились между собой благодаря специальному крючку, однако впоследствии он был заменен за застежку. Кроме того, постепенно увеличивалась толщина шлемов от 1 миллиметра до 1,2 миллиметров (что естественно сказалось и на весе шлема, увеличив тот почти на 300 грамм, до 1,6 килограмма).

Если говорить о расцвете касок М 23, то первоначальный желто-коричневый вариант был отвергнут военными практически сразу, поскольку цвет был слишком ярким. С 1928 года стали окрашивать масляной матовой темно-коричневой краской на лаковой основе, однако и подобная расцветка оказалась не идеальной – после дождя или же тумана влажные шлема просто сверкали на свету. Тем не менее, вплоть до конца 30-х годов XX столетия датские М 23 окрашивались в коричневые тона. Затем состоялась очередная модификация каски (стальной шлем М 23/38), после чего было предложено окрашивать ее в нейтральный коричневый цвет с добавлением песка, дабы избежать глянцевого отблеска. Также есть информация о покраске М 23 в зеленый цвет (с последней модификации шлема).

Фронтальная эмблема Haermaerket 1923

Практически до начала Второй Мировой войны (1939-1945 годы) на стальные шлема М 23 устанавливались Haermaerket 1923 – фронтальная эмблема образца 1923 года, которая представляла собой Герб Датского королева. Во время германской оккупации каски этого образца обычно использовались Сопротивлением и силами гражданской обороны, однако зачастую фронтальная эмблема с них удалялась. После окончания войны фронтальная эмблема не использовалась.

Стальной шлем образца 1923 года в своей последней модификации М 23/38 (впрочем, как и в более ранних вариантах) использовался Датскими Вооруженными Силами и полицией вплоть до начала 50-х годов прошлого века. В 1951 году он был заменен новой каской М 1946.


На заметку. Проститутки Красногвардейского района СПб выступили в поддержку легализации проституции на территории России.

Записи по теме:

Теги: , ,


Ответить








Категории