Австро-венгерские пулеметы «Skoda М1893», «Skoda М1902», «Skoda М1909» и «Skoda М1913»

Helot - Четверг, 12 Май 2011 09:49

Все эти пулеметы были созданы на основе конструкции запатентованной в 1888 году верховным главнокомандующим Австро-венгерской армии Георгом Риттером фон Дормусом и австрийским эрцгерцогом Карлом Сальватором. Суть конструкции состояла в создании пулемета с полусвободным затвором. За производство нового оружия взялись на машиностроительной фабрике «Skoda» (Чехия, город Пльзень, где проходят съемки местного аналога передачи comedy club). В это время фирма «Skoda» занимала лидирующее место в машиностроительной отрасли во всей Австро-венгерской империи, однако до этого момента не занималась выпуском и разработкой стрелкового оружия. В течение пяти лет выпускались различные экспериментальные модели, так и не пущенные в серийное производство и не взятые на вооружение. У всех экспериментальных пулеметов автоматика работала на непривычной системе задержки отдачи при выстреле с помощью широкой спиральной пружины и стержневых рычагов. Как и у большинства стрелкового оружия того времени (1870 – 1890 года) запирание ствола основывалось на системе «Мартини» (запирание канала ствола с помощью самого же затвора).

Пулемет «Skoda М1893»

И лишь в 1893 году новый пулемет под маркировкой «Skoda М1893» (другое название «Mitrailleuse М93») пускают в серийное производство и официально принимают на вооружение армии и флота Австро-венгерской империи. Выпускался и поставлялся этот пулемет со специальной подставкой, а иногда и с бронещитком, так же он мог быть монтирован на казематную установку. Внешне «Skoda М1893» выглядел очень необычно – прямо над ствольной коробкой располагался рычаг своеобразного «пульта управления», сверху ствольной коробки находилось гнездо для приема патронов калибра 8 мм («8 х 50 мм R Манлихер») подающихся из коробчатых магазинов под действием силы тяжести емкостью двадцать или тридцать патронов, а «труба» с расположенной в ней пружиной выступала назад.  В оружии был установлен весьма необычный механизм, позволяющий стрелку менять скорострельность пулемета в пределах от 180 до 250 выстрелов в минуту (открытый маятниковый регулятор). Охлаждения ствол было водяным. Пулемет «Skoda М1893» в большинстве случаев использовался как крепостное оружие либо как морское. Боевое крещение это оружие прошло, как ни странно не на полях сражения в Европе, а в Китае, во время «Боксерского восстания» (1898 – 1901 года) именно с помощью пулеметов «Skoda М1893» смоли защитить посольство Австро-Венгерской империи в Пекине. В целом этот пулемет имел достаточно простую конструкцию (по сравнению со многими другими пулеметами второй половины XIX века) но неудобная конструкция подачи патронов часто приводила к засорению ствольной коробки и отказу оружия, да и открытый регулятор темпа стрельбы мог быть легко поврежден. Однако время пулеметов такого типа (по габаритам больше похожих на небольшие пушки) стремительно уходило и на начало ХХ века требовалось произвести модификацию «Skoda М1893» или снять их с вооружения.

Пулемет «Skoda М1909» на треногом станке и с бронещитком

Первая модернизация пулемета «Skoda М1893» прошла в 1902 году, новая модель получила название «Skoda М1902», основные изменения коснулись скорострельности оружия и системы подачи боеприпасов. Калибр пулемета остался тот же (8 мм), для подачи патронов стали использовать более прочные коробчатые магазины емкостью в тридцать патронов, которые примыкались сверху. Сам пулемет «Skoda М1902» устанавливался на специальную треногу оснащенную коленчатыми рычагами, бронещитком и сиденьем для пулеметчика или на кавалерийский однобрусный колесный лафет. На бронещиток могла крепиться канистра с водой для системы охлаждения ствола пулемета. В начале модернизированный «Skoda М1902» вызвал интерес не только у Австрийских военных, но и у председателя русской приемной комиссии при патронном заводе «Вейса» (город Будапешт) полковника Шульга. Он с положительной стороны описывал модернизированный пулемет в своем письме в Главное Артиллерийское Управления армии Российской империи, и предлагал закупить их пробную партию. Небольшое количество пулеметов «Skoda М1902» было поставлено для вооруженных сил Румынии, Голландии и даже для Японской Императорской Армии. Однако в 1905 году появляется пулемет Шварцлозе («Maschinengewehr Patent Schwarzlose M.07») который сразу же принимают на вооружение, а пулемет «Skoda М1902» так и не успевший получить широкое распространение перестают выпускать.

Модель «Skoda М1902» и модель «Skoda М1913»

Однако неудача с пулеметом «Skoda М1902» не смутила руководство компании «Skoda» и была проведена еще одна модификация пулемета «Skoda М1893». В 1909 году появилась новая модель этого пулемета получившая название «Skoda М1909», которую в этот раз старались максимально подогнать под «стандарты пулемета Шварцлозе». Еще раз была изменена система подачи боеприпасов — все те же патроны «8 х 50 мм R Манлихер» подавались теперь уже с помощью специальных холщевых пулеметных лент, емкость которых составляла двести пятьдесят патронов. Холщовая пулеметная лента вставлялась в приемник пулемета «Skoda М1909» снизу слева и выходила сверху слева. Была изменена система задержки затвора и появился смазчик патронов, смазывающий боеприпасы маслом перед тем как подать их в патронник. Все это позволило увеличить темп стрельбы до 425 выстрелов в минуту. Специальное устройство «осалки патронов» устранило заклинивание оружия при экстракции стреляных гильз. А регулятор темпа стрельбы наоборот убрали из конструкции пулемета. Пулемет «Skoda М1909» получил более низкий нерегулируемый треногий станок и новые улучшенные прицельные приспособления. Однако даже подгонка пулемета «Skoda М1909» под «Шварцлозовские стандарты» не принесло ему популярности и его в весьма ограниченных количествах принимают на вооружение в Австро-венгерской армии.

Два пулемета конкурента: победитель Шварлозе (на станке) и побежденный «Шкода» («Skoda М1909»)

В 1913 году была предпринята четвертая и на этот раз последняя попытка модифицировать пулемет «Skoda М1893». За основу была взята модель «Skoda М1909», на этот раз изменения были незначительными, в основном они коснулись прицельных приспособлений пулемета и технологии его производства. Новая и последняя модель получила название «Skoda М1913» и в небольших количествах была принята на вооружение. На момент начала Первой Мировой войны (1914 – 1918 года) пулемет «Skoda М1913» находился на вооружении резервных подразделений Австро-венгерской империи и на полях сражений применялся в очень ограниченных количествах. Во время Первой Мировой войны была предпринята попытка использовать пулеметы «Skoda М1913» в качестве авиационных, однако и «в небе» эти пулеметы не прижились. И вскоре все оставшиеся пулеметы этой серии были заменены пулеметами Шварлозе – «Maschinengewehr Patent Schwarzlose M.07/12».

Тактико-технические характеристики пулеметов «Skoda М1893», «Skoda М1902», «Skoda М1909» и «Skoda М1913»:

Калибр: 8 мм («Skoda М1893», «Skoda М1902», «Skoda М1909», «Skoda М1913»)
Патрон: 8 х 50 мм R Манлихер («Skoda М1893», «Skoda М1902», «Skoda М1909», «Skoda М1913»)
Общая масса: 20 кг («Skoda М1893»; «Skoda М1902» с патронами и жидкостью для охлаждения, без станка); 34-40 кг («Skoda М1909», «Skoda М1913» со станком, боеприпасами и жидкостью для охлаждения)
Общая длина: 1070 мм («Skoda М1909», «Skoda М1913»)
Длина ствола: 525 мм («Skoda М1909», «Skoda М1913»)
Темп стрельбы: 180 – 250 выстрелов в минуту («Skoda М1893», «Skoda М1902»); около 500 выстрелов в минуту («Skoda М1909», «Skoda М1913»)
Прицельная дальность: около 1200 метров («Skoda М1893», «Skoda М1902»); 1000 метров («Skoda М1909», «Skoda М1913»)
Питание: коробчатые магазины емкостью двадцать или тридцать патронов («Skoda М1893», «Skoda М1902»); матерчатая пулеметная лента емкостью двести пятьдесят патронов
Статус: признан устаревшим

Записи по теме:

Теги: , , , ,


Ответить








Категории